Сведения об образовательной организации
Доступная среда
О реализуемых адаптированных образовательных программах
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
№ |
Наименование объекта |
Адрес объекта |
Назначение объекта |
Приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
1. |
Корпус № 1 |
г. Пенза, ул. Мира, д. 62 |
учебно-научное |
Частично приспособлен |
2. |
Корпус № 2 |
г. Пенза, ул. Пацаева, д. 15 |
учебно-научное |
Частично приспособлен |
3. |
Корпус № 3 (ФОК) |
г. Пенза, ул. Мира, д. 62 |
учебно-спортивное |
Частично приспособлен |
О наличии специальных и технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
О приспособленных средствах обучения и воспитания
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (пункт 26 статьи 2) понятие средства обучения и воспитания включает: «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».
Средства обучения и воспитания ― обязательные элементы оснащения образовательного процесса. Школа располагает необходимым составом таких средств. Информация о наличии средств обучения и воспитания и их приспособленности для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья представлена ниже. В целях обеспечения индивидуального подхода к обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в соответствие с их потребностями и возможностями, для организации учебного процесса предусмотрено использование приборов, инструментов, инвентаря и специализированного оборудования.
Приборы, инструменты, инвентарь и специализированное оборудование
В целях обеспечения индивидуального подхода к обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в соответствие с их потребностями и возможностями, для организации учебного процесса предусмотрено использование приборов, инструментов, инвентаря и специализированного оборудования.
Школа располагает специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ на основании договора о сотрудничестве с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Пензенский государственный университет», а именно:
Оснащение для организации обучения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата:
- Автономно-мобильное подъемно-транспортное средство для перемещения людей на инвалидных колясках по лестницам (лестничный подъемник): Мобильный лестничный электрический подъемник гусеничного типа на аккумуляторных обеспечивает возможность удобного подъема посетителей на их собственных инвалидных колясках по лестница и порогам. Устройство компактно, легко в эксплуатации, не требует обучения персонала. Устройством может управлять человек без особых физических данных. Инвалидная коляска быстро крепится к устройству на специальных крепежах. Устройство максимально безопасно – опирается на несколько ступеней, имеет строенную защиту от наклонов, неожиданного разряда батареи. – 2 шт.;
- Клавиатура, адаптированная с крупными кнопками + пластиковая накладка, разделяющая клавиши, беспроводная: Устройство предназначено для ввода числовой и текстовой информации и для управления компьютером – 1 шт.;
- Стол адаптированный: Стол рабочий для детей и взрослых с двигательными нарушениями, регулируемый по высоте. Имеет металлический каркас из плоскоовальной трубы. Крышка стола размером 1000*600 мм, имеет радиусный вырез шириной 600 мм. Глубина радиусного выреза 100 мм, что позволяет сидящему за столом свободно доставать предметы расположенные на противоположном крае стола – 2 шт.;
- Персональный компьютер – 1 рабочее место.
Оснащение для организации обучения обучающихся с нарушением слуха:
- Радиокласс (FM-система): Уровень шума в классе и расстояние между учителем и учеником теперь не имеют значение. Если ребенок использует FM-систему во время занятия, родители могут быть уверены в том, что он не пропустит важную информацию из объяснения преподавателя. FM-система – необходимый помощник при проведении занятий по развитию речи с детьми. Обучающийся с нарушенным слухом слышит речь учителя без искажений, белее четко и доступно для восприятия. Встроенный в FM-приемник микрофон помогает обучающемуся слышать собственную речь, исправлять ошибки произношения – 1 комплект на 5 человек;
- Информационные индукционные системы для слабослышащих: Стационарные и портативные устройства, которые позволяют пользователям слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов лучше слышать в условиях окружающего шума и реверберации. Индукционные системы информационные также служат для передачи голоса или иного аудиосигнала с микрофона непосредственно в слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты учащихся, когда не удобно использовать индивидуальные FM-системы - в библиотеке, у кабинете директора, в спортзале, в деканате, и т.д., при необходимости обеспечить трансляцию выступления в крупных аудиториях, актовых залах без выдачи индивидуальных FM-приемников – 1шт.;
- Персональный компьютер – 1 рабочее место.
Оснащение для организации обучения обучающихся с нарушением зрения:
- Персональный компьютер: К персональному компьютеру или ноутбуку подсоединяется видеоувеличитель, дисплей Брайля. На персональный компьютер устанавливается программа экранного доступа, с помощью которой информация на мониторе увеличивается, озвучивается, а также появляется возможность ввода информации с помощью дисплея Брайля – 1 рабочее места;
- Видеоувеличитель электронный ручной: Электронный ручной видеоувеличитель предназначен для чтения слабовидящими людьми с остротой зрения до 0,005% печатных текстов на экране телевизионного монитора. Может подключаться к видеовходу любого стандартного телевизора или к компьютеру – 1 шт.;
- Дисплей Брайля: Дисплей оснащен сорококлеточной брайлевской строкой и клавишами для брайлевского ввода. Представляет собой многофункциональное устройство со встроенной функцией блокнота и беспроводной технологией Bluetooth для преобразования текста с Вашего компьютера, планшета или смартфона в шрифт Брайля. Позволяет людям с нарушением зрения читать информацию с помощью брайлевских символов – 1шт.;
- Программа экранного доступа: Программа экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода и вывода текста посредства шрифта Брайля – 1 шт.;
- Видеоувеличитель переносной: Сверхгибкое решение кронштейна камеры позволяет вращать ее вертикально и горизонтально. При этом с любого расстояния, возможно, получать четкие изображения. Увеличение: от 4 до 40 крат на мониторе 17``. Оптический зум: 10х. Фокусировка: Автофокус и ручная настройка фокуса. Различные цветовые комбинации: 10 вариантов переднего плана и фона. Вес: 1,1 кг. Высота в разложенном виде: 39 см. – 1 шт.;
- Видеоувеличитель портативный: Ролик в основания, который помогает без особых усилий передвигать устройство по тексту вертикально. Функция «Перемещай и читай» помогает читать ровно по строке. Колесико увеличения для плавной регулировки кратности увеличения. Возможность выделения областей чтения с помощью регулируемых горизонтальных линий. Большой 3,3 – дюймовый дисплей с возможностью регулировать уровень яркости. Удобная тактильная кнопка для открытия и закрытия Traveller HD – 4 шт.;
Учебно-наглядные пособия, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: наглядно-дидактические материалы, презентации, стенды, плакаты, учебные фильмы по темам лекций читаемых дисциплин и др.
О доступе к приспособленных информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: персональные компьютеры для обучающихся, ноутбуки для учебных занятий.
Аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: проекторы, экраны, веб-камеры, фото- и видеоаппаратура.
О приспособленных электронных образовательных ресурсах: печатная учебная литература и учебно-методические пособия, методические рекомендации по дисциплинам для обучающихся, аудиофайлы по дисциплинам, электронные курсы , электронные учебники и методические пособия.
Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, прохождения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В связи с этим Университет обеспечивает их учебно – методическим материалом в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
1. для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла;
- в печатной форме на языке Брайля.
2. для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа.
3. для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла.
Информация о средствах воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Внеучебная воспитательная деятельность и молодежная политика являются неотъемлемыми составляющими образовательного процесса. В школе организация такой работы строится с учётом современных требований по созданию оптимальной социокультурной среды, способствующей формированию у обучающихся социальных и коммуникативных навыков, норм и ценностей личностной и профессиональной культуры.
Внеучебная деятельность в школе организована в соответствии с принципом образовательной интеграции: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включаются в среду деятельности совместно с нормативно развивающимися сверстниками. Каждый обучающийся может выступать инициатором создания школьного объединения, либо быть его участником. При планировании мероприятий учитывается необходимость вовлечения обучающегося с инвалидностью и ОВЗ без выделения их в обособленную группу.
Организация волонтерской деятельности
В школе ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов внедрена форма: волонтерское движение школьников.
Одним из социально значимых направлений волонтерского движения обучающихся является помощь в социализации и адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ, сопровождение инклюзивного образования обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях толерантной социокультурной среды школы. В настоящее время в школе существуют следующие школьные объединения волонтерской направленности: «Абилимпикс», реализующие проекты, направленные на социальное сопровождение инклюзивного образования обучающихся. Среди данных проектов можно отметить направленные на детей, имеющих инвалидность и ОВЗ, а также проекты, направленные на работу с такими категориями граждан в Пензе (воспитанники детских домов; коррекционных школ; ветераны боевых действий и т.д.).
В актовых залах школы со стационарными местами предусмотрены 5% мест для людей на креслах-колясках от общего количества посадочных мест, имеется мультимедийное и специализированное звукоусиливающее оборудование.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Школа ( в случае приема на обучение лиц с ОВЗ) на основании договора о сотрудничестве с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Пензенский государственный университет" оснащена следующими специальными техническими средствами обучения:
- Стол с микролифтом со столешницей QuadroFlex 2b|2d;
- Видео-увеличитель стационарный электронный OpletecCompact 5HD;
- Интерактивная доска SMART BOARD 4000 с программным обеспечением SMART Notebook;
- Радиосистема для синхронного перевода Beyerdynamic Synexis;
- Индукционная нашейная петля (мобильный комплект) Synexis il200;
- Портативное информационное устройство для слабослышащих «Исток»;
- Портативное информационное устройство для слабослышащих «Аурика»;
- Цветовая подсветка для цветотерапии и психологической разгрузки;
- Брайлевский дисплей с беспроводной технологией Bluetooth в комплекте с планшетным персональным компьютерным устройством со встроенной технологией голосового сопровождения интерфейса VoiceOver;
- Программный комплекс экранного доступа с набором совместимых синтезаторов речи (ПКЭД);
- Цифровая видеосистема для работы с текстом и управления различными компонентами информационного пространства.
Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование - не предоставляется.
Предоставление услуг ассистента (помощника): необходимую техническую помощь обучающимся оказывают тьюторы.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Федеральный портал «Российское образование»
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система