Сведения об образовательной организации

Доступная среда

О реализуемых адаптированных образовательных программах

О специально оборудованных учебных кабинетах, объектах для проведения практических занятий, библиотеках, объектах спорта, средствах обучения и воспитания приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

№ 

Наименование объекта 

Адрес объекта 

Назначение объекта

Приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

1.    

Корпус № 1

г. Пенза, ул. Мира,  д. 62

учебно-научное

Частично приспособлен

2.    

Корпус № 2

г. Пенза, ул. Пацаева, д. 15

учебно-научное

Частично приспособлен

3.    

Корпус № 3 (ФОК)

г. Пенза, ул. Мира, д. 62

учебно-спортивное

Частично приспособлен

О наличии специальных и технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

О приспособленных средствах обучения и воспитания

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (пункт 26 статьи 2) понятие средства обучения и воспитания включает: «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».

Средства обучения и воспитания ― обязательные элементы оснащения образовательного процесса. Школа располагает необходимым составом таких средств. Информация о наличии средств обучения и воспитания и их приспособленности для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья представлена ниже.  В целях обеспечения индивидуального подхода к обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в соответствие с их потребностями и возможностями, для организации учебного процесса предусмотрено использование приборов, инструментов, инвентаря и специализированного оборудования.

Приборы, инструменты, инвентарь и специализированное оборудование

В целях обеспечения индивидуального подхода к обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в соответствие с их потребностями и возможностями, для организации учебного процесса предусмотрено использование приборов, инструментов, инвентаря и специализированного оборудования.

Школа располагает специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ на основании  договора о сотрудничестве с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Пензенский государственный университет», а именно:

Оснащение для организации обучения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата:

  • Автономно-мобильное подъемно-транспортное средство для перемещения людей на инвалидных колясках по лестницам (лестничный подъемник): Мобильный лестничный электрический подъемник гусеничного типа на аккумуляторных обеспечивает возможность удобного подъема посетителей на их собственных инвалидных колясках по лестница и порогам. Устройство компактно, легко в эксплуатации, не требует обучения персонала. Устройством может управлять человек без особых физических данных. Инвалидная коляска быстро крепится к устройству на специальных крепежах. Устройство максимально безопасно – опирается на несколько ступеней, имеет строенную защиту от наклонов, неожиданного разряда батареи. – 2 шт.;
  • Клавиатура, адаптированная с крупными кнопками + пластиковая накладка, разделяющая клавиши, беспроводная: Устройство предназначено для ввода числовой и текстовой информации и для управления компьютером – 1 шт.;
  • Стол адаптированный: Стол рабочий для детей и взрослых с двигательными нарушениями, регулируемый по высоте. Имеет металлический каркас из плоскоовальной трубы. Крышка стола размером 1000*600 мм, имеет радиусный вырез шириной 600 мм. Глубина радиусного выреза 100 мм, что позволяет сидящему за столом свободно доставать предметы расположенные на противоположном крае стола – 2 шт.;
  • Персональный компьютер – 1 рабочее место.

Оснащение для организации обучения обучающихся с нарушением слуха:

  • Радиокласс (FM-система): Уровень шума в классе и расстояние между учителем и учеником теперь не имеют значение. Если ребенок использует FM-систему во время занятия, родители могут быть уверены в том, что он не пропустит важную информацию из объяснения преподавателя. FM-система – необходимый помощник при проведении занятий по развитию речи с детьми. Обучающийся с нарушенным слухом слышит речь учителя без искажений, белее четко и доступно для восприятия. Встроенный в FM-приемник микрофон помогает обучающемуся слышать собственную речь, исправлять ошибки произношения – 1 комплект на 5 человек;
  • Информационные индукционные системы для слабослышащих: Стационарные и портативные устройства, которые позволяют пользователям слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов лучше слышать в условиях окружающего шума и реверберации.  Индукционные системы информационные  также служат для передачи голоса или иного аудиосигнала с микрофона непосредственно в слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты учащихся, когда не удобно использовать индивидуальные FM-системы - в библиотеке, у кабинете директора, в спортзале, в деканате, и т.д., при необходимости обеспечить трансляцию  выступления в крупных аудиториях, актовых залах без выдачи индивидуальных FM-приемников – 1шт.;
  • Персональный компьютер – 1 рабочее место.

Оснащение для организации обучения обучающихся с нарушением зрения:

  • Персональный компьютер: К персональному компьютеру или ноутбуку подсоединяется видеоувеличитель, дисплей Брайля. На персональный компьютер устанавливается программа экранного доступа, с помощью которой информация на мониторе увеличивается, озвучивается, а также появляется возможность ввода информации с помощью дисплея Брайля – 1 рабочее места;
  • Видеоувеличитель электронный ручной: Электронный ручной видеоувеличитель предназначен для чтения слабовидящими людьми с остротой зрения до 0,005% печатных текстов на экране телевизионного монитора. Может подключаться к видеовходу любого стандартного телевизора или к компьютеру – 1 шт.;
  • Дисплей Брайля: Дисплей оснащен сорококлеточной брайлевской строкой и клавишами для брайлевского ввода. Представляет собой многофункциональное устройство со встроенной функцией блокнота и беспроводной технологией Bluetooth для преобразования текста с Вашего компьютера, планшета или смартфона в шрифт Брайля. Позволяет людям с нарушением зрения читать информацию с помощью брайлевских символов – 1шт.;
  • Программа экранного доступа: Программа экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода и вывода текста посредства шрифта Брайля – 1 шт.;
  • Видеоувеличитель переносной: Сверхгибкое решение кронштейна камеры позволяет вращать ее вертикально и горизонтально. При этом с любого расстояния, возможно, получать четкие изображения. Увеличение: от 4 до 40 крат на мониторе 17``. Оптический зум: 10х. Фокусировка: Автофокус и ручная настройка фокуса. Различные цветовые комбинации: 10 вариантов переднего плана и фона. Вес: 1,1 кг. Высота в разложенном виде: 39 см. – 1 шт.;
  • Видеоувеличитель портативный: Ролик в основания, который помогает без особых усилий передвигать устройство по тексту вертикально. Функция «Перемещай и читай» помогает читать ровно по строке. Колесико увеличения для плавной регулировки кратности увеличения. Возможность выделения областей чтения с помощью регулируемых горизонтальных линий. Большой 3,3 – дюймовый дисплей с возможностью регулировать уровень яркости. Удобная тактильная кнопка для открытия и закрытия Traveller HD – 4 шт.;

Учебно-наглядные пособия, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: наглядно-дидактические материалы,  презентации,   стенды, плакаты, учебные фильмы по темам лекций читаемых дисциплин и др.

О доступе к приспособленных информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: персональные компьютеры для обучающихся, ноутбуки для учебных занятий.

Аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: проекторы, экраны, веб-камеры, фото- и видеоаппаратура.

О приспособленных электронных образовательных ресурсах: печатная учебная литература и учебно-методические пособия, методические рекомендации по дисциплинам для обучающихся, аудиофайлы по дисциплинам, электронные курсы , электронные учебники и методические пособия.

Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, прохождения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В связи с этим Университет обеспечивает их учебно – методическим материалом в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

1. для лиц с нарушениями зрения:

  • в печатной форме увеличенным шрифтом; 
  • в форме электронного документа; 
  • в форме аудиофайла; 
  • в печатной форме на языке Брайля. 

2. для лиц с нарушениями слуха:

  • в печатной форме; 
  • в форме электронного документа.

3. для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • в печатной форме; 
  • в форме электронного документа; 
  • в форме аудиофайла.

Информация о средствах воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Внеучебная воспитательная деятельность и молодежная политика являются неотъемлемыми составляющими образовательного процесса. В школе организация такой работы строится с учётом современных требований по созданию оптимальной социокультурной среды, способствующей формированию у обучающихся социальных и коммуникативных навыков, норм и ценностей личностной и профессиональной культуры. 

Внеучебная деятельность в школе организована в соответствии с принципом образовательной интеграции: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включаются в среду деятельности совместно с нормативно развивающимися сверстниками.  Каждый обучающийся может выступать инициатором создания школьного объединения, либо быть его участником. При планировании мероприятий учитывается  необходимость вовлечения обучающегося с инвалидностью и ОВЗ без выделения их в обособленную группу.

Организация волонтерской деятельности

В школе ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов внедрена форма: волонтерское движение школьников.

Одним из социально значимых направлений волонтерского движения обучающихся является помощь в социализации и адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ, сопровождение инклюзивного образования обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях толерантной социокультурной среды школы. В настоящее время в школе существуют следующие школьные объединения волонтерской направленности: «Абилимпикс», реализующие проекты, направленные на социальное сопровождение инклюзивного образования обучающихся. Среди данных проектов можно отметить направленные на детей, имеющих инвалидность и ОВЗ, а также проекты, направленные на работу с такими категориями граждан в Пензе (воспитанники детских домов; коррекционных школ; ветераны боевых действий и т.д.). 

В актовых залах школы со стационарными местами предусмотрены 5% мест для людей на креслах-колясках от общего количества посадочных мест, имеется мультимедийное и специализированное звукоусиливающее оборудование.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Школа ( в случае приема на обучение лиц с ОВЗ) на основании  договора о сотрудничестве с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Пензенский государственный университет"  оснащена следующими специальными техническими средствами обучения:

  1. Стол с микролифтом со столешницей QuadroFlex 2b|2d;
  2. Видео-увеличитель стационарный электронный OpletecCompact 5HD;
  3. Интерактивная доска SMART BOARD 4000 с программным обеспечением SMART Notebook;
  4. Радиосистема для синхронного перевода Beyerdynamic Synexis;
  5. Индукционная нашейная петля (мобильный комплект) Synexis il200;
  6. Портативное информационное устройство для слабослышащих «Исток»;
  7. Портативное информационное устройство для слабослышащих «Аурика»;
  8. Цветовая подсветка для цветотерапии и психологической разгрузки;
  9. Брайлевский дисплей с беспроводной технологией Bluetooth в комплекте с планшетным персональным компьютерным устройством со встроенной технологией голосового сопровождения интерфейса VoiceOver;
  10. Программный комплекс экранного доступа с набором совместимых синтезаторов речи (ПКЭД);
  11. Цифровая видеосистема для работы с текстом и управления различными компонентами информационного пространства.

Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование - не предоставляется.
Предоставление услуг ассистента (помощника): необходимую техническую помощь обучающимся оказывают тьюторы.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Федеральный портал «Российское образование»

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Электронная информационно-образовательная среда